Женщина и малыш - 1001mom

Конспект познавательно исследовательской деятельности подготовительной. Картотека исследовательской деятельности подготовительная группа картотека (подготовительная группа) на тему. Мотивирующее начало занятия

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи: Развивать познавательные интересы детей в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, объяснить, почему воздух, которым дышит человек, должен быть чистым. Познакомить с разными видами ветра: смерч, тайфун, ураган. Закрепить с детьми воздушный транспорт, количественный счет до десяти, величину: высокий, низкий. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Словарная работа: смерч, ураган, тайфун, духовые инструменты, понятие фразеологизма «ветер гуляет в голове».

Материалы и оборудование: ноутбук, пластиковые стаканы, трубочки, вода; различные мелкие предметы: камень, растение, деревянный кубик, гвоздь; духовые музыкальные инструменты, апельсины, ширма, ватман, картинки с изображением различных живых и не живых предметов, клей, кисточки.

Ход деятельности:

Ребята, сегодня утром я шла на работу и случайно услышала спор, идущих впереди меня мальчиков-школьников. Первый мальчик утверждал, что воздух есть только внутри человека. Второй говорил, что воздух есть внутри всех предметов. На что первый ответил, что предметы неживые и воздуха там нет. А как вы думаете, кто из них прав? Может у вас есть свое мнение?

(Дети высказывают своё мнение, предположения.)

Я вам предлагаю провести опыт и проверить есть ли внутри человека воздух.

Опыт № 1: Нам понадобятся соломинки, стаканы и вода. (Воспитатель обращается к детям.)

Посчитай сколько здесь ребят и меня не забудь, принеси столько соломинок из научного центра.

Возьми в уголке экспериментирования 6 высоких стаканов.

Принеси 5 стаканов пониже.

Возьмите в кухне бутыль с водой и принесите.

(На столе стоят 6 высоких стаканов, 5 стаканов пониже, 11 соломинок, бутыль с водой.)

Ребята, возьмите каждый себе по стакану и по соломинке. Я вам сейчас налью воду в стаканчики, а вы подумайте, как с помощью всего этого можно определить есть ли в человеке воздух? (Поставить соломинку в стакан и подуть, пойдут пузырьки, это выходит воздух.)

Только будьте аккуратны, не ставьте стаканы на край стола, чтобы случайно не уронить.

Что мы видим?

Ребята, помните, второй мальчик утверждал, что воздух есть во всех предметах. Как вы думаете это так? (Варианты ответов детей.)

Опыт № 2: Нам понадобятся некоторые предметы из нашего уголка экспериментирования. (Воспитатель обращается к ребенку.)

Принеси емкость для воды.

Принеси мел.

Принеси камень.

Принеси гвоздь.

Принеси ракушку.

Принеси растение, оно стоит на подоконнике.

(На столе стоит емкость с водой, мел, камень, ракушка, гвоздь, растение.)

Как мы можем узнать есть ли в этих предметах воздух? (Варианты ответов детей.) Дети поочередно кладут данные предметы в воду, если пошли пузырьки, значит, воздух есть внутри, если не пойдут пузырьки, значит, воздуха нет.

Что мы видим?

Какой можно сделать вывод? (Дети обсуждают, делают вывод.)

Воспитатель помогает детям подвести итог: Воздух есть не во всех предметах. Он занимает все свободное место в пустотах предметов. Мел и камень пористые, т.е. в них есть небольшие дырочки, поэтому в них попал воздух. На растении мы тоже увидели пузырьки, это значит, что воздух проник и в него. А знаете ли вы, что растение помогает нам в очистке воздуха. Может быть, кто-то знает, каким образом? Растение выделяет кислород, которым мы дышим, а поглощает углекислый газ. Для чего сажают деревья вдоль дорог? (Очищает воздух от вредных примесей, п.ч. на дорогах больше загрязнений, по ним ездят машины.) Где полезнее гулять в лесу или возле дороги. В каком предмете мы не обнаружили воздух? (варианты ответов детей). Потому что гвоздь – металлический, он очень плотной структуры, там нет пористости. А где в мире нет воздуха? (Варианты ответов детей.) Воспитатель помогает детям подвести итог: в космосе нет воздуха, поэтому космонавты при выходе в открытый космос используют скафандры. А что такое скафандр? (Варианты ответов детей)

А кто знает, может ли воздух передать какую-нибудь информацию человеку? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель помогает детям подвести итог: По воздуху перемещается запах…дыма (если пожар), пищи (если жарят, варят), речь человека (звуки речи), звуки предметов. А сейчас мы проверим, правда ли воздух может нам передать информацию. Какую информацию до вас донесёт сейчас воздух, проверим. (За ширмой порезать апельсин, варианты ответов детей, показ разрезанного апельсина.)

Ребята, а вы знаете, что есть инструменты, которые звучат только с помощью силы потока воздуха. Сейчас мы это проверим. Возьмите каждый себе в уголке музыкальный инструмент и подуйте в него. Что мы слышим. Как, получается звук, который мы слышим? (Воздух проходит через преграду в музыкальном инструменте и получается звук.) Как, одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты? Почему они духовые? (Варианты ответов детей.)

Покажите свои ладошки. Помашите ладонью перед своим лицом, что чувствуете? (прохладу, легкий ветерок).

А может, вы знаете, что такое ветер? (Варианты ответов детей.)

Ветер – движение частиц воздуха). Мы сейчас рукой разгоняли частицы воздуха и получили ветер.

Может ли быть такой ветер опасен для человека?

А какой ветер может быть опасен?

А вы знаете, какой бывает ветер? (Варианты ответов детей.)

Посмотрите на экран ноутбука, я вам покажу слайды с изображением видов ветров. (Изображение тайфуна, смерча и урагана с комментариями воспитателя)

А сейчас поиграем в игру «Узнай»: я показываю вам картинку, а вы говорите название ветра. (Варианты ответов детей.)

Ребята, хочу вас порадовать: мы с вами живет в таком благоприятном месте, что нам эти ветра не страшны.

Воспитатель: А вы знаете что, раньше в старину люди наделяли ветер необыкновенной, волшебной силой. В какой сказке герой – царевич обращается к ветру, чтобы найти свою невесту? (Варианты ответов детей;

Елисей в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».) О ветре еще, писали стихи, песни. Я вам прочту стихотворение современного автора В.Орловского «Ветер»:

Знают взрослые и дети

Для чего в природе ветер.

Он по небу гонит тучи

И вздымает волны круче.

Вертит мельниц шестеренки,

Сушит детские пеленки.

Знают все на белом свете,

Что бывает разным ветер:

Слабым, сильным, штормовым,

Летним – нежным,

Зимнем – злым.

Но зачем неясно мне

Нужен «ветер» в голове?

А что, значит, «ветер гуляет в голове»? (Варианты ответов детей) Воспитатель помогает детям в пояснении: так говорят про человека не внимательного, рассеянного, т.е. в голове должен быть мозг, который для внимания и памяти, а у него «ветер в голове».

С ветром мы разобрались, но вернемся к воздуху. Воздух еще является средой обитания некоторых животных. Как вы думаете для каких? (Варианты ответов детей.)

Еще люди изобрели транспорт, который летает по воздуху. Как он называется, одним словом? Какой вы знаете воздушный транспорт? (Варианты ответов детей.)

У меня есть разные картинки: растение, человек, самолет, парусник, дерево, птица и т.д. Вам нужно выбрать те, которые каким-нибудь образом связаны с воздухом и, наклеить их на этот плакат. (Воспитатель обращается к ребенку.)

Принеси клеенки.

Принеси кисточки.

Принеси клей, а я вам его налью в баночки.

Подумайте и обсудите, какие картинки будете наклеивать, и наклейте их. (Дети обсуждаю, наклеивают картинки на плакат).

Почему наклеили дерево, птицу, человека? (Варианты ответов детей.)

Рефлексия: Так кто же из мальчиков был прав? (Варианты ответов детей.) Я обязательно встречу этих мальчиков и расскажу им о той работе, которую мы с вами сегодня проделали.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности «Береги своё здоровье!»

Выполнил: воспитатель МАДОУ «Д/С №18» Погребная Е.Ю.

Цель : развивать познавательный интерес ребёнка к своему здоровью.

Задачи : развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Учить устанавливать причинно-следственные связи, умению делать выводы. Воспитывать эмоционально-ценное отношение к окружающему миру.

Материал : цветные иллюстрации, воздушный шарик, магнитная доска.

Воспитатель : Ребята, а у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей) И у меня тоже хорошее настроение? А догадались почему? (ответы детей) Самым главным из всего того, что вы перечислили является - здоровье! А вы знаете, где прячется здоровье?

Воспитатель : Сегодня мы с вами найдем ответ на вопрос: «Где прячется здоровье?» Присаживайтесь поудобнее и послушайте легенде:

«Давным-давно, на горе Олимп, жили-были боги. Создавали они моря и горы, леса и океаны… Стало богам скучно, и решили они создать человека и заселить нашу планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек?

И решили боги спрятать самое главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать и решать: куда бы спрятать здоровье? Предлагали спрятать здоровье за высокие горы, в синее море. А один из богов предложил: здоровье нужно спрятать в самого человека.

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов – ЗДОРОВЬЕ.

Значит, здоровье то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, и в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (ответы детей)

Я вам открою секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточки вашего организма.

Первый лучик вашего здоровья – это сила! Каких людей вы считаете сильными? (ответы детей). А где прячется сила? (ответы детей). Сила прячется в мышцах. Проверьте ваши мышцы. Сильные ли они? Что необходимо сделать, чтобы мышцы были сильными? (ответы детей). Нужно делать зарядку, поднимать гири, отжиматься от пола. Пословица: Сила укрепляет здоровье человека.

Вот и первый лучик! (выставляю иллюстрацию - физкультурники)

Чтобы узнать второй лучик, я покажу вам фокус. (из воздушного шара выпустить воздух). Что произошло в шарике? (ответы детей). Что за невидимка сидел в шарике? (ответы детей). Правильно – воздух!

Без дыхания жизни нет, Без дыхания меркнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты!

Давайте, проверим это!

Опыт:

    Попробуйте глубоко вдохнуть в себя воздух.

    Закройте ладошкой рот и нос.

Что вы ощущаете? (ответы детей). Почему не смогли долго быть без воздуха? (ответы детей).

Правильно! Это каждая клеточка нашего организма взбунтовалась и потребовала воздух. Без воздуха мы погибнем. А где чище воздух? (ответы детей). Чтобы нам отправиться на «улицу», нужно одеться. Одеваемся!

ФИЗМИНУТКА

Нам купили варежки, и конечно валенки. Шубку тёплую оденем, шапку по теплее. И пойдем гулять скорее… Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай скорее ножку, проложи другим дорожку. Мы шагали, мы шагали, наши ноженьки устали. Мы немного отдохнем и потом играть пойдём!

Воспитатель : Дышим носом, дышим правильно. Ребята, что входит в состав воздуха? (ответы детей).

В состав воздуха входит кислород, который выделяют растения. Воздух, который богатый кислородом – это чистый воздух Дышится легче всегда в лесу, особенно в хвойном. А кто скажет – почему? (ответы детей). В хвойных лесах содержится много летучих веществ – фитоцидов, эти вещества убивают вредных микробов.

Второй лучик здоровья – воздух! (иллюстрация деревьев)

Поговорим о третьем лучике здоровья – полезной еде. Зачем человеку еда? Еда – это топливо организма, в еде содержаться витамины. Без еды человек слабеет, у него плохое настроение, бледная кожа. Ребята, а вы умеете выбирать полезные продукты? Сейчас проверим!

Дидактическая игра «В магазин за продуктами»

Молодцы! Умеете выбирать полезные продукты!

Беседа о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах, продуктах, полезных для организма человека.

Следующий лучик – вода!

Почему вода – это здоровье? (ответы детей)

Пословица: Чистота – залог здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня, мыть руки перед едой, закаляться и быть в хорошем настроении.

Пусть болезни все отступят и здоровье крепким будет!

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Описание: Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Создать у детей радостное настроение.
Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Образовательная область «Речевое развитие»:
Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

Ход эксперимента.

Воспитатель:
Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!

Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Воспитатель:
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?


Дети: ответы детей.
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.


Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).


Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.

Щербинина Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Подгороднепокровской СОШ"
Населённый пункт: с.Подгородняя Покровка,Оренбургского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей"
Дата публикации: 13.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей

(подготовительная группа)

Подготовила воспитатель МБОУ

«Подгороднепокровской СОШ»

Щербинина Ольга Анатольевна

« Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему».

Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба

семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает

семенам перемещаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста

растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать

логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через

некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с

водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или

краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился.

Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась

подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в

красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать

любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье,

понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из

которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и

изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в

процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он

получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте

на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он

отразится еще раз)

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на

радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом

солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор,

пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей

белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она?

Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она

кажется кругом.

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,

распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха.

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные

салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи,

распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать

интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать

развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на

руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную

активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе,

активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный,

невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети

дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся

благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей

познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную

деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В

песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал

в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и

занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в

одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на

Вывод: песок – сыпучий материал.

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у

детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную

деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится?

Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те

же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет.

Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее

руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-

коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять

потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой,

склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать

формированию у детей познавательного интереса, развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает

последним.

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к

экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать

логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку.

Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода.

Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение

сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес

детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-

следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность

сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за

состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода.

Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать

познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее

замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность,

расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе

экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и

поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие

предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света

и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса

детей в процессе экспериментирования, установления причинно-

следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень?

(когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это

темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти

сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и

тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней

предмет, тем тень светлее.

« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать

представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей

делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические

умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов

и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или

уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать

познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из

разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические

пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а

какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «Его Величество - воздух»

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей 6 лет

Цель: Расширять представление детей о мире. Развивать навыки экспериментально- исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Учить анализировать и делать выводы. Развивать внимание зрительную и слуховую чувствительность, исследовательские умения и навыки.

Задачи:

1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы.

2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами воздуха, со способами обследования объекта.

3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.

4. Развивать представление об основных физических свойствах окружающего мира.

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Предварительная работа:

Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воздуха, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.

Оборудование:

Одноразовые стаканчики, хлеб, апельсин, духи, мыло, салфетка. прозрачный стакан, тазик с водой, целлофановые пакеты на каждого ребенка.

Ход занятия.

В группу вбегает Незнайка

Незнайка: Мне все мои друзья в Цветочном городе говорят, что на нашей планете существует что то, что находится везде и без чего невозможно жить, и я хотел бы узнать, что же это такое?

Дорогие ребята, нам придется пройти в лабораторию маленьких академиков. Ведь нам нужно ответить на интересующие нас и Незнайку вопросы

Воспитатель: - Готовы юные академики?

Дети: - Да.

В-ль: Для начала отгадайте загадку

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Дети: Воздух

В-ль: Правильно воздух.

В-ль: Что вы знаете о воздухе? (ответы детей - воздух невидим, он прозрачный, бесцветный) .

Для чего нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?

Воспитатель: - А мы знаем как.

Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.

Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) .

А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).Правильно, молодцы.

Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас) .

Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).

Опыт 1

Воспитатель:- А мы проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух.(ладошками)

Поймали?

Кто сумеет доказать, что поймал воздух?

Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к стол, берут пакеты и ловят ими воздух. У воспитателя пакет с дыркой - и воздух не ловится).

Воспитатель: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей - в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.

А почему пакет надулся? (Потому что там воздух) .

Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?

Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.

Дети садятся на стулья.

Опыт 2

Воспитатель: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.

Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.

Как вы думаете, вода намочит салфетку?

Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)

Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)

Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.

Опыт 3 «Буря в стакане воды».

Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».

Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?

Вывод: воздух есть внутри нас.

Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Если весело живётся, делай так… » (показывает воспитатель)

Опыт 4

Воспитатель: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

(подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)

Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Ответили на все вопросы

Воспитатель: Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Воспитатель: Ну что Незнайка доказали мы тебе, что воздух действительно существует Везде на планете Земля и что жить без него невозможно?

Незнайка: Да спасибо ребята.

Воспитатель: А еще Незнайка наши ребята знают стихи о воздухе, вот послушай их.

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

4 ребенок: Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

Незнайка: Вот молодцы, спасибо вам, а мне мой друг Знайка передал письмо для вас, вот читайте.

«Секретное письмо»

Если на чистом листе сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком. Затем нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, что проявится на листе бумаги. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

В-ль: Ребята, смотрите появляются буквы. Сейчас мы прочтем это послание.

« Удачи! Новых открытий. Знайка.»

Всем спасибо, на этом наша лаборатория юных академиков закрывается до новых экспериментов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Лениногорска» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Его Величество – Воздух»

Подготовила воспитатель: Ревенко М.Ю.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!