Женщина и малыш - 1001mom

Чему учат нас сказки…. Технологическая карта по окружающему миру на тему "бюджет семьи. о деньгах" (с элементами триз - технологий)

Сказки сопровождают человека с самого рождения. Именно из их содержания возникает самое первое впечатление об окружающем мире, ребенок проводит границу между добром и злом. Мы не видим этого, но смысл сказок заходит очень глубоко в сознание ребёнка. В данном случае сказка и деньги, на мой взгляд, очень взаимосвязаны, это сказка о «Приключение Буратино».

Сказка и подсознание ребенка

Психологи и учёные давно повторяют, что то, что мы читаем ребёнку, очень сильно влияет на подсознание ребёнка. Он подрастает, прочитывает литературные произведения, просматривает мультфильмы, и начинает выражать своё отношение к ситуации, а подсознание тем временем не дремлет. Оно все тщательно записывает, сохраняет и анализирует.

В итоге в зрелом возрасте мы иногда недоумеваем, почему самый глупый и самый безнадёжный ученик класса ездит на шестисотом, а отличник – всего лишь на копейке. А причина проста и банальна – влияние оказали сказки, прочитанные в детстве.
У тех малышей, которым посчастливилось родиться в эпоху развитого социализма, была самая-самая любимая сказка «Приключения Буратино». В сказке большое количество самых разных персонажей, в которых нашли своё отражение судьбы и характеры очень многих людей, которые касаются напрямую профессиональной деятельности. Сейчас подробно поговорим о них.

Папа Карло . Это человек, который знает всего одну профессию, но знает он её очень досконально. Он – профессионал высочайшего класса. Но, к сожалению, работа не приносит ему достаточно средств. Даже не смотря на это, он всё равно верит во что-то доброе, хорошее, человечное.

Карабас-Барабас . Такие как он может быть только начальником, так как ему нужна власть над людьми. И деньги конечно. У него их много. В работе придерживается метода «кнута и пряника». Он не может стать хорошим, иначе люди просто перестанут слушаться его, и не будут выполнять его указания.
Дуремар . Самый отрицательный герой. Он имеет большие деньги только благодаря обману и воровству. И его не очень волнует, что он обманывает и обирает честных людей. Муки совести ему не знакомы, и его всё устраивает. Даже осуждение других людей на него никак не влияет.

Читайте также

Прежде чем начать свой бизнес

Кот Базилио и Лиса Алиса . Это воришки. Нет, они не такие прожжённые воры, как Дуремар. Для них воровство лишь способ выживания, а не обогащение. Деньги у них особо не задерживаются – быстро приходят и быстро уходят. Для них жизнь – риск, азарт, адреналин. Они не живут – они просто прожигают жизнь. Но им нравиться так жить. К ним не чувствуешь такого резкого отрицательного чувства, как к Дуремару.



Мальвина . Просто прелесть. Так, одним словом можно охарактеризовать эту девочку. Она старательна в учёбе и, несомненно, успешна в школе. Очень любит порядок. Любит показать свои многочисленные знания во многих областях. Но, к огромному сожалению, применить свои знания для зарабатывания денег она не может. Поэтому приходиться всю жизнь работать на Карабаса-Барабаса, выполняю всю работу, но зарабатывая немного, будучи очень ответственным и исполнительным человеком. Или же не работать вообще, при условии, что сможет себе это позволить.

Пьеро . Это творческий человек. Это люди, живущие как будто в другом мире. Им неважно, во что они одеты и что ели, им важна муза, полёт, фантазия. Они очень чувствительны ко всему окружающему. Но их ждёт та, же судьба, что и Мальвину – они всю жизнь будут работать на Карабаса-Барабаса, который на нём сделает огромные деньги.

Артемон . Такие люди удивляют – у них нет особых знаний, но у них есть стабильный доход. А секрет прост – усердный труд. Заработок их не слишком огромный, но они довольны этим.

Без вопросов самый колоритный и интересный персонаж. О нём будем говорить долго. Самое первое его качество – лень. Но как это, ни странно, для него лень – двигатель прогресса. И у таких людей лень больше положительное, чем отрицательное качество. Работать, конечно же, не хотят, но мечтают, что бы деньги просто упали с неба. Ну, или на крайней случай выросли на денежной дереве. Но очень быстро понимают, что это абсолютно невозможно. Бесплатный сыр достаётся только второй мышке, а они хотят быть первыми. Они это понимают и начинают работать мозгами, пытаясь что-то придумать. Такие люди имеют очень хитрый и сообразительный ум, и если чего- то захотели, то обязательно добьются. Вспомните, как Буратино без денег попал-таки на спектакль.

20 сентября 2016 4681

Поэтому вы идёте и выбираете на полке одну из потрёпанных книг — про спящих королев, котов в сапогах и чудищ-страшилищ.

И вот, в очередной раз, сказка была дочитана, дослушана и заканчивалась словами «и стал он сказочно богат».

Но детские вопросы иногда ставят взрослых в тупик. Во-первых, своей неожиданностью, во-вторых, мыслью — «а чего это я сам об этом никогда не задумывался». Вот и на этот раз чадо задалось вопросом: сказочно богат это насколько? И полцарства — это как?

Картинка с распиленным наполовину зАмком возникает у многих взрослых, которые хотя бы иногда сталкивались со словом «полцарства», но всегда отметается, как неверная. А вот вопрос о сказочном богатстве да ещё в самой сказке часто ставит в тупик.

Сколько это? Какой валютой оно измеряется, и платит ли принц потом налог с богатства? С этого началось наше исследование под названием «Деньги в сказках».

Буратино с итальянскими корнями

Известно, что сказка про Буратино была написала Алексеем Николаевичем Толстым методом «копипаста», и является вольным переводом итальянской истории про Пиноккио, придуманного Карло Коллоди.

Кстати, это одна из немногих сказок, где главный герой совершает первый обмен некоего актива на денежные средства . Так длинноносый деревянный друг, направляясь в школу, продал другому мальчишке азбуку за 4 сольдо, а деньги потратил на представление «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».

Папе Карло идея продажи имущества и траты денег на девочек (пускай даже и с голубыми волосами) и прочие развлечения категорически не понравилась.

Если учесть, что Толстой писатель почти что наш, то операция по продаже азбуки за сольдо, а не за рубли, должна сопровождаться оговоркой, что операции в валюте строжайше запрещены:) Ведь совсем непонятно, в какой стране разворачиваются события!!!

А расчеты в валюте могут привести к аресту имущества:

  • букварь — 1шт
  • денежные средства — 4 сольдо

Плюс, к наложению штрафа. 11.1 статья КоАП Беларуси «Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства» обязала бы Буратино заплатить штраф до пятидесяти базовых величин (1050 рублей!)

Кстати, вторая финансовая операция, которую провел Буратино, стала фактически открытием депозита. Однако не озаботившись имиджем финансовой компании, деревянный малыш рисковал всё потерять.

А вообще валютный депозит в сказке выглядел так:

В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется «Поле Чудес»… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты.

Первый депозит Буратино открывал глубоко за полночь:)

Для себя мы отметили, что с тех времён мало что поменялось, только вот деревце валютное стало уж совсем, каким-то чахлым. — больше похоже на неудачную посевную, чем на деревце с золотыми монетами:)

Мухи и копейки

Если брать стихотворную форму сказок, в которых упоминаются деньги, то «Муха-Цокотуха» будет стоять на первом месте. Особенно . Корней Иванович, не только назвал номинал, но и указал, куда были потрачены денежные средства главной героини.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар.

Согласно нумизматическому словарю, — «денежка — старинная русская монета номиналом в полкопейки».

Если брать современные белорусские реалии, то такой монеты в обиходе у нас нет, но теоретически это могло быть 50 неденоминированных рублей . Для покупки самовара, наверное, маловато, но и мухи, простите, не слоны.

Далее сюжет закручивается похлеще, чем в «Играх престолов», муха приглашает к себе на именины всех насекомых, а в кульминационной сцене вообще появляется «старичок-паучок», который по современным реалиям загремел бы на срок от 8 до 25 лет за покушение на убийство.

А вообще могло угрожать этому коварному членистоногому даже пожизненное заключение или даже — смертная казнь. Что, в принципе, и произошло от рук удалого комарика.

Сказка заканчивается свадьбой, а денежные средства у мухи ушли на гулянку в честь именин. Ну, на то она и муха, чтобы .

Золото и рубли

Если же мониторить русские народные сказки, то несметные сокровища, как правило, описываются скромно и измеряются исключительно золотом. При этом мера измерения идёт бочками и возами. Ну, действительно, не граммами же мерить, кто такую сказку читать станет???

Хотя встречаются сказки, где расчёт идёт в рублях, например «Барин и слуга» , в которой солдат после дембеля решил побатрачить на пана за 100 рублей в год, а после года (наверное, отсюда берёт корни контрактная система) пан должен был рассчитаться с солдатом.

Барин деньги зажал и отдавать не хотел, о чем честно сказал солдату. Солдат же в отместку предложил всего 3 дня послужить ему, как он служил барину, и мол «если выдержишь - деньги можешь не отдавать».

Естественно, по сюжету барин не выдержал, получил «палок по спине» и деньги вернул. Но это, скорее всего, какое-то уж совсем сказочное развитие сюжета.

И я там был мёд-пиво пил…

В общем, «сказка — ложь, но в ней намёк», по денежным вопросам проходит по касательной, больше сосредотачиваясь на самой идеи победы добра над злом.

Переворошив целую стопку сказочных книг, мы внезапно обнаружили, что они добрее, чем реальность, хотя в детстве казалось иначе. В реальности — Барин деньги возвращает годами и через суд, купить кухонную утварь на найденные деньги можно (но потом их попросят вернуть), а Базилио с Алисами и картой в страну Дураков подстерегают на каждом углу.

Но здесь важно понимать другое — всё это суета, главное чтобы было кому читать сказки, не засыпая, а заснув, не разбудить слушающего своим храпом.

Кстати, первыми кто догадался, что старые сказки совсем не учат финансовой грамотности, оказались белорусские банки. И предложили свои, .

Но это уже, как говорится, совсем другая история:) А какие сказки помогают вашим детям постигать сложный мир финансов? Пишите в комментариях!

Нужно ли учить малыша обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста? На эти вопросы каждый из родителей отвечает по-своему. Кто-то руководствуется опытом своей семьи, кто-то наоборот, действует по принципу: “У моих детей все будет по-другому”.

Знакомить детей с миром денег надо.

Мы, взрослые, и сами путаемся в своем отношении к деньгам. "Деньги - это грязь", - говорим мы и тут же добавляем: "Но без них никуда". А все же, как бы мы к ним не относились, надо признать: деньги - это неотъемлемая часть нашей жизни.

Пятилетнюю Машу родители ограждали от финансовых вопросов. Даже такие мелочи, как конфетки, жвачки, заколки появлялись в ее доме не из магазинов и киосков, а из сумок многочисленных бабушек и тетушек, не говоря о заботливых родителях. Маша не ходила в садик, а ежедневные покупки родители старались делать без нее. Изредка она попадала в магазин вместе с родителями и была уверена: эти заведения устроены для того, чтобы выбирать понравившиеся вещи. Вот она и выбирала. Не задумывалась о цене и состоянии кошелька озадачено вздыхающей мамы.

Маша вовсе не жадина, она радостно дарит приятелям любые приглянувшиеся им игрушки, а случайно услышав разговор родителей, в котором прозвучала фраза “не хватит денег”, притащила “богатство”, подаренное ей дедом: несколько монеток периода СССР. “Спасибо, теперь мы купим все, что хотим”, улыбнулась мама. Маша была безмерно горда: помогла родителям!

А какой трагедией обернулось для нее знакомство с системой оплаты проезда в общественном транспорте! Впервые в своей сознательной жизни Маша поехала на метро. Мама дала ей чудесный зеленый кружечек и сказала: “Опусти в щелочку”. Вкинуть такое “сокровище” Маша отказалась. Тетя контролер решила помочь девочке - Маша разразилась рыданиями: “Вы же сами мне его только что дали! И сразу забрали! И выкинули!”. Рыдания завершились только после того, как кто-то из пассажиров презентовал Маше другой точно такой же жетон…

Что же в деньгах заключено, добро или зло? Может быть, чем позже ребенок столкнется с деньгами, тем лучше? А может, надо постепенно приучать малыша к правильному поведению с ними? Важен не сам факт существования денег, а то, как мы к ним относимся, или то, что мы ими измеряем.

Ограждать?

Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и, по возможности, ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате взрослый человек ожидает, что его денежные проблемы возьмет на себя кто-то другой. Он привык, что все нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.

Давать или не давать?

Всему свое время. Если двухлетний карапуз стремится расплатиться в магазине - это не ранняя любовь к деньгам, а подражание любимой маме. Если трехлетний малыш играет в магазин бумажными деньгами, не спешите покупать ему книгу “Пособие для юного финансиста”. Если четырехлетний ребенок завел себе копилку, не думайте, что он, подобно дядюшке Скруджу, будет отказывать себе во всем ради удовлетворения жажды накопительства. Не забывайте: мир денег - это мир взрослых, а дети пока просто играют, примеряя на себя его правила.

Но вот малыш подрастает. С возрастом, с опытом приходит понимание того, что все вещи имеют цену и, как любят повторять экономисты, “бесплатных пирожных не бывает”. У кого-то это происходит в пять лет, у кого-то - в девять. Вот тогда родителям пора задуматься о введении в жизнь семьи понятия “карманные деньги”.

Зачем они нашим детям?

Мы ли их не кормим, не поим, не одеваем, игрушками не задариваем?

Личные деньги детям нужны не для того, чтобы обеспечивать свои жизненные потребности, а для того, чтобы чувствовать себя взрослее. Чтобы потихоньку становиться самостоятельнее, учиться делать выбор и принимать решения, и видеть результаты этого. Пока за спиной надежный тыл: мама и папа.

Контролировать или нет?

Контроль за ребенком необходим, но малыш не должен его замечать. Своими деньгами он может распоряжаться по своему усмотрению.

Вначале ему, скорее всего, даже будет интересно рассказать вам, на что он их потратил. Не пропустите этот момент - похвалите, порадуйтесь его покупке и воздержитесь от критики, если можете. Иначе в следующий раз он купит ту же "ерунду", но вам уже говорить не станет.

Ребенок должен постепенно привыкнуть, что несет ответственность за свои карманные деньги. Хочешь - экономь, хочешь - копи. А хочешь - "спусти" все в первый же день, но потом пожинай плоды своей импульсивности. Потому что родители раньше следующего, например, понедельника денег не дадут. И не потому, что они "жадные" или в этом заключается "воспитательный процесс". Ребенок должен знать, что деньги не растут на дереве и не падают в неограниченном количестве маме в кошелек.

Каждый из нас распоряжается деньгами по-разному

В одной семье - двое девочек-близнецов по 11 лет. Обоим детям родители периодически дают одинаковую сумму на карманные расходы, но распоряжаются они ею совершенно по-разному. Одна прячет свою долю в потайное местечко, где лежат еще запасы с прошлых поступлений, и расходует этот "капитал" весьма экономно. Другая сразу же бросается что-нибудь покупать и не успокаивается, пока все деньги "не вылетят в трубу", после чего бежит попросить в долг у сестры (в чем та, к ее чести будет замечено, никогда не отказывает).

Вот такие разные дети растут в одной семье. Кстати, у их родителей манера тратить деньги похожа: к маме больше подходит выражение "транжироа", а папа считается - "прижимистым".

Наверно, нет более бессмысленного вопроса, чем вопрос о том, как все-таки правильнее распоряжаться деньгами. Ясно, что здесь (и не только здесь) хороша золотая середина, и так же ясно, что каждый из нас все же тяготеет к тому или иному полюсу. Уже в детстве у человека складывается определенный финансовый стиль, который сохраняется в течение всей жизни.

Карманные деньги - не средство шантажа.

Итак, вы решили давать ребенку деньги, допустим, на неделю. И что? В конце будете требовать точный и подробный отчет, на что они потрачены? Представьте себя на месте ребенка. Наверняка, вам показалось бы унизительным отчитываться по всем мелким тратам: съела булочку, выпила чашку кофе, купила жвачку... Деньги не должны вырастать до символа власти. Даже если вы такой смысл не вкладываете, ребенок может воспринимать выдачу денег и проверку как проявление вашей власти, подавление его личности, самостоятельности. Нельзя давать малышу деньги в зависимости от вашего настроения. Настроение хорошее - вот тебе пятерка, плохое - ничего. Это звучит как: "Хочу - дам, хочу - нет", "Будешь хорошим - получишь". И если в этой ситуации ребенок начинает вам врать или потихоньку брать деньги - вряд ли это его вина. Он ощущает эту ситуацию как унизительную и в силу своих ограниченных возможностей пытается повернуть ее в свою пользу.

Ольге - 16. У нее строгая и властная мать. Одним из методов “воспитания” является лишение дочки суммы “на завтраки”. Однажды Оля, в качестве протеста, перестала есть то, что готовит мама: “Теперь не упрекнете, что я сижу на вашей шее”. Почти две недели она питалась одной овсянкой. Выбор был неслучайным: мама ни за что не заметила бы уменьшения ее запасов, да и не поверила бы, что дочка может есть эту нелюбимую с детства кашу. Как-то на уроке физкультуры Оле стало плохо. Врачи определили причину: недостаток полноценного питания в период весеннего авитаминоза. Вызванная в школу мама недоумевала: “Я не упрекала ее куском, просто учила уму-разуму. Извинилась бы, и все было бы в порядке. Мне ж не жалко этих денег…”

Нытье как метод вымогательства

Знакомая картина: малыш, ноющий под витриной киоска: “Ну купи-и-и, Ну пож-а-алуйста!”. Что при этом испытывает родитель - объяснять не надо. И чаще всего, чтобы нытье прекратилось, достает кошелек и покупает жвачку, конфетку, карандашик.

Даже маленький ребенок вполне способен воспринять, пусть и не с первого раза, спокойное объяснение. Но если его вымогательства увенчались успехом, он быстро усвоит: способ работает! И тогда истерики перед красочной витриной войдут в вашу обыденность прочно и надолго.

Конечно, в жизни ребенка должны присутствовать маленькие радости. А покупки, сделанные в раздражении, под давлением слез, радости не принесут. Скорее, они научат малыша, как можно манипулировать близкими людьми.

Если ребенку 6-7 лет, вы вполне можете покупку “радостей жизни” переложить на его плечи. Пусть сам (по началу - с вашей помощью) распоряжается суммой “на сладкое”. Потратит все в первый день - неделю будет сидеть без конфет, обижаться-то не на кого.

С малышом, пока еще не имеющим карманных денег, тоже можно договориться, что раз в день, в неделю, в месяц (в зависимости от ваших финансовых возможностей) ему обязательно купят те лакомства, которые он просит.

Мнение детского психолога Ирины ВЫГОНСКОЙ

Если семья гармонична, то все ее члены равноправны и все решения, в том числе о покупках или о карманных деньгах, принимаются на семейном совете. Самое главное для ребенка - отношение к деньгам в семье. Этот настрой он “впитывает”, с ним живет всю жизнь.

Как-то за психологической помощью ко мне обратился предприниматель, у которого не ладился бизнес. Первопричиной оказались установки на “безденьжье”, сформировавшиеся в детстве.

Если в семье постоянно звучат фразы “Где взять деньги?”, “Нет денег”, “Нет работы”, “Мы бедные”, “Деньги только у богатых”, у ребенка подсознательно формируется негативное отношение к деньгам. А это влияет на всю его последующую жизнь.

Очень важно прививать малышу уважительное отношение к деньгам, понимание того, что они необходимы в жизни. “Деньги -хорошо”, “Они существуют в мире”, “У меня всегда будут деньги”, “Я заработаю”, “Я получу то, что нужно”. Положительная установка ребенка на деньги останется с ним во взрослой жизни. Он вырастет более приспособленным, успешным, с пониманием будет относиться и к бедным и к богатым.

Ведь дело здесь не в количестве денег, а в отношении к ним. Если малыш просит купить ролики, мудрая мать не скажет: “Нет, мы их никогда не купим, у нас нет на них денег”. Она скажет: “Знаешь, мы не можем сделать это прямо сейчас. Давай подумаем, как и когда мы сможем на них заработать”.

Нужно ли детям зарабатывать деньги?

К сожалению, в нашем обществе ребенку тяжело найти возможность достойного и посильного труда. Я знаю семью, в которой сын помогает отцу работать на лесопилке. Часть заработанных денег отец отдает сыну, ведь в их работе есть и его вклад. С этой суммы мальчик может купить себе то, что ему хочется: велосипед, ролики, магнитофон. Это его право.

Нельзя указывать ребенку, как потратить его собственные деньги. Если в семье принято обращаться друг к другу за советом, малыш сам спросит мнения родителей. Главное - уважать ребенка, себя, людей, мир, в котором есть место деньгам.

А после этого горько плачут или громко кричат о своей потере. Тут надо сказать, что Буратино не делал ни первое, ни второе.
И это тоже определенная подсказка, как нужно поступать.
Если все таки с деньгами расстались, нет смысла плакать или громко кричать, а единственно, что нужно, так это действовать. Но действовать грамотно.
С этой сказкой мы знакомимся еще в детстве, а с деньгами знакомимся гораздо позже. И мало кто обучается как эффективно и грамотно распоряжаться своими деньгами. А мошенники как были сто, двести лет назад, точно также и остались сейчас. И что самое интересное, больше никто и нигде не учит, как распоряжаться своими деньгами. А ведь это тоже определенный навык.

Можно набывать шишки и получать свой опыт.
А можно воспользоваться опытом профессионалов, что дает максимальную выгоду. Одна из ошибок - это когда человек думает: дайте только денег, а
как ими воспользоваться, я сам знаю.
И чаще всего такие люди или быстро транжирят их, или отдают в руки мошенников. Что в принципе одинаково, т.к. денег все равно не будет.
Для тех, кто хочет научиться правильно распоряжаться своими деньгами, есть специальное предложение курс

ПАСПОРТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ

значения денег в обществе, необходимости правильного распределения денежных средств

Планируемые ОР

ЛР-1: объясняет ценность и значимость денег в обществе,

ЛР-2: активно включается в выполнение всех учебных заданий;

ЛР-3: даёт собственную оценку о необходимости правильного распределения денежных средств;

РУД-1: планирует предстоящую познавательную деятельность с помощью вопросов;

РУД-2: формулирует учебную задачу;

РУД-3:осуществляет самоконтроль и самооценку собственной деятельности;

ПУД -1:выделяет существенные признаки изучаемых понятий;

ПУД-2: переводит информацию из одной знаковой системы в другую, оформляет её в кластере;

ПУД-3:анализирует научно-популярный текст с применением методики «ИНСЕРТ»;

ПУД-4: устанавливает причинно-следственные связи между явлениями и процессами;

ПУД-5: обобщает информацию, делает выводы;

КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками и учителем:

ПР-1: рассказывает о значении денег в обществе;

ПР-2: рассказывает о необходимости правильного распределения денежных средств бюджета семьи;

ПР-3:называет составные части денежных доходов семьи;

ПР-4: рассказывает о денежных расходах в семье;

ПР-5:рассказывает о правильном ведении семейного бюджета;

ПР-6: даёт объяснение о существовании бюджета города и бюджета страны.

Программные требования

Метапредметные

Предметные

Самообразование и смыслообразование;

Самооценка на основе заданных понятий.

Регулятивные:

Умение принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий;

Умение определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно;

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

Умение в ыделять необходимую информацию;

Умение находить в тексте ответ на заданный вопрос;

Умение обобщать выводные понятия.

Коммуникативные:

Умение принимать мнения и позиции других людей;

Умение приходить к общему мнению.

Освоение новых понятий «деньги»,

«бюджет семьи»,

«доход»,

«расход»

Ценностно-смысловые ориентиры

экономика

Мировоззренческая идея

Правильное распределение семейного бюджета – экономический рост нашего общества

Программное содержание

Люди вокруг нас. Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

План изучения нового материала

    Что такое «деньги»?

    Что такое «бюджет семьи»?

    На что обычно тратят деньги в семье?

    Как правильно вести семейный бюджет?

    Существуют ли бюджеты города и страны?

Основные понятия

Деньги, бюджет семьи, расходы, доходы

Источники

Рассказ «Бюджет семьи Ивановых»

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-размышление

Технология

технология развития критического мышления

Мизансцена

парты стоят по кругу

Оборудование урока

Учебник Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Окружающий мир, Учебник для 2 класса, часть 2 – М. Астрель, 2015

м/м презентация, раздаточные материалы (тексты, кластер)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКА

Деятельность

уч-ся

ПОР

урока

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

II . СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

Практическая работа. Задание: Прочитайте эпиграф к уроку

«Нажить много денег – храбрость,
сохранить их - мудрость,
а умело расходовать - искусство».

Бертольд Авербах

Вводная беседа:

О чём будем говорить на уроке?

Задание: С формулируйте, а я запишу тему урока

Что мы знаем о том, как правильно тратить деньги в семье?

Практическая работа: составление кластера:

ДЕНЬГИ: понятие, бюджеты, доходы, расходы, причины расходов и доходов в семье

Чего мы не знаем о распределении денежных средств в семье?

Задание: Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы на уроке?

Работа с таблицей

Что такое «бюджет семьи»?

    Как правильно вести семейный бюджет?

    Из чего складывается доход семьи?

Дайте объяснение, почему существуют бюджет города и бюджет страны?

Проверка: задание: Найди и подчеркни верное утверждение: «Ч

1 ученик с места вслух

Фронтально

Запись темы на доске

Раздаточный материал (Приложение 1)

Фронтальный опрос

Работа в парах:

ПУД-4.

ПУД-1;

ЛР-1;

ЛР-2;

ЛР-3.

РУД-1;

ПУД-6;

ПР-1;

ПР-2;

ПР-3;

ПР-4;

РУД-2;

КУД-1.

III . СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Краткий обзор: Чтение текста « «Бюджет семьи Ивановых » с маркировкой (п риём «ИНСЕРТ»: « v » – уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы)

Аналитическая беседа по тексту :

- Что мы уже знаем о бюджете?

В чём наши знания и информация в тексте совпали?

Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем теперь ответить?

Какие наши знания оказались ошибочными?

Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

Практическая работа: Заполнение таблицы

Взаимопроверка

чтение текста «по цепочке»

Раздаточный материал (Приложение 2)

По ходу чтения

карандашом

Фронтально

Письменно в тетради

Выборочно

4-5 учеников

Работа в парах

ПУД-3;

ПУД-1;

ПУД-4;

КУД-1;

ПР-1;

ПР-2;

ПР-3;

ПР-4;

ПР-5;

ПР-6.

IV . СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

- Что мы можем изменить в кластере «Деньги»?

Практическая работа: заполнение кластера :

Обобщающая беседа:

- Чем отличается семейный бюджет от бюджета страны и бюджета города?

ГВ значение денег в обществе и правильное распределение денежных средств

Как зовут героев, изображённых на рисунке? Из какой они сказки?

Сколько монет дал Карабас Барабас Буратино для папы Карло?

Расскажи, как распорядился деньгами Буратино.

Как бы ты поступил на его месте?

Работа с дополнительными источниками (чтение и анализ статьи «Бюджет семьи»)

Из чего могут складываться доходы семьи?

На что обычно тратят деньги в семье? А в городе? В стране?

Практическая работа : составление синквейна

Деньги

Семейные, общественные

Зарабатывают, тратят, копят

Прибыль свою и страны умножай!

Семейный бюджет

Проверка

О чём заставил задуматься урок?

Что было особенно интересно на уроке?

самостоятельно

зелёным цветом - новая информация

фронтально

Учебник с75 № 4

Учебник с72-75

самостоятельно

фронтально

письменно в тетрадях

фронтально

ЛР-1;

ПУД-2;

ПУД-5;

ПР-6;

ПР- 1;

ПР-3;

ПР-4;

ПР-5;

ЛР-3.

ЛР-2;

ПУД-5.

ЛР-1;

ЛР-2;

ПУД-5.

V . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Домашнее задание

1 вариант: С. 74-75, пересказ текста;

2 вариант: составление семейного бюджета.

3 вариант: изготовление карточек с понятиями.

Листы самооценки (раздаточный материал - Приложение 5)

РУД-3.

Приложение 1

Приложение 2

Кластер понятие «Деньги»

Приложение 3

Бюджет семьи Ивановых

Вечером собралась вся семья. Сын - первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, пришли бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.

А у моего друга Саши новый велосипед. Я тоже хочу,- сообщил сын.

Так, сейчас разберемся, - сказал отец. Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, - обратился папа к старшему сыну – студенту. – Будешь считать наш семейный доход. - Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 15 тысяч рублей. Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.

Мы тоже получаем денежки, по 8 тысяч рублей. Раз нас двое, то это – 16 тысяч рублей.

А я тоже приношу деньги в доход семьи, - заявил сын – студент.

Наша малышка тоже получает денежки- пособие на ребенка, -добавила мама.

А теперь подсчитаем доход нашей семьи, - сказал папа.

Получилось 33 тысяч 500 рублей.

Можно купить велосипеды всей семье! - воскликнул сын – школьник.

Можно, но только откуда взять деньги на питание, одежду, лекарства, коммунальные расходы? - поинтересовалась мама.

Итак, давайте подведем баланс, подсчитаем доходы и расходы нашей семьи Ивановых. - На что больше всего тратятся деньги в семье? На еду! В среднем 4 тысячи в месяц. А в нашей семье шесть человек. -Ура! Осталось еще 9 тысяч 500 рублей! Этого хватит на велосипед! – закричал мальчишка.

Это не совсем велосипедные денежки! Это наши накопления, - заявил отец. Их можно отнести в банк и получить банковский процент.

А я хочу посоветовать,- сказала бабушка, - где взять лишние деньги.

Где?- дружно спросили все.

Вот сзади вас кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, а на улице уже светло. Но ведь мы платим деньги за свет и за воду. За все приходится платить. Это экономия. Ведь недаром говорят: «Копейка рубль бережет»!

Приложение 4

Задание: Найди и подчеркни верное утверждение: «Ч то вы выберете для экономии семейного бюджета?»

Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

Уходя из дома, выключайте свет.

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику.

Бережно относитесь к своим вещам.

Чаще пользуйтесь услугами такси.

Сходил в магазин – оставь сдачу себе.

Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.

Приложение 5

Индивидуальная таблица для самооценки на основе заданных понятий

Слова: семья, деньги, бюджет семьи, бюджет страны, расходы, доходы, заработная плата, стипендия, пенсия, коммунальные услуги, подарки, налог

Знаю

Не знаю

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!