Женщина и малыш - 1001mom

Отставание в развитии речи у ребенка 4 лет. Как лечить задержку речевого развития у ребенка. Лечение задержки речевого развития в домашних условиях

Задержка речевого развития (ЗРР) — это не способность ребенка к формированию слов и предложений, и его отставание от календарных сроков развития. К основным причинам отставания в речевом развитии относится осложненный акушерский анамнез. Диагноз задержки речевого развития ставится детям после 3 лет.

Задержка речи у детей

С каждым годом проблема задержки речевого развития у детей становится все более актуальной. Современных родителей условно можно разделить на 2 группы. Для первых задержка речевого развития сравнима со стихийным бедствием, они впадают в отчаяние, если их ребенок не может запомнить детский стишок или не произносит некоторые звуки. Вторые, напротив, обращаются за помощью к специалистам, когда реабилитировать ребенка полностью бывает уже поздно.

Врачи, как правило, успокаивают излишне обеспокоенных родителей. Дело в том, что задержка речевого развития у детей не имеет четкого определения, поэтому, даже если малыш произносит меньше слов, чем положено для определенного возраста, не стоит излишне переживать.

Отсутствие речи, или даже «детского языка», лепетания может быть индивидуальной особенностью ребенка, и он быстро нагонит своих сверстников в будущем. К тому же, некоторые мальчики начинают произносить слова гораздо позже, чем девочки.

Однако в случае появления тревожной симптоматики истинной задержки речевого развития у ребенка в возрасте от полутора лет, необходимо обратиться к специалисту.

Нужно учитывать, что при некоторых факторах риск серьезного нарушения развития у детей заметно повышается.

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана различными инфекционными заболеваниями, вирусами или наследственностью. Вот некоторые вирусы, которые могут усугубить задержку речи у детей:

вирус простого герпеса (herpesvirus 1, 2),

Эпштейн-Барра (herpesvirus 4),

цитомегаловирус (cytomegalovirus),

краснха (ruberella),

токсоплазма (toxoplasma),

Такие безобидные на первый взгляд штампы вирусов в латентной форме могут негативно отразиться на развитии ребенка и послужить толчком к отставанию в речевом и психическом развитии. Носителями этих вирусов является подавляющее большинство люде на планете. Они могут передаваться от матери к плоду внутриутробно, во время грудного вскармливания, при поцелуе, и другими бытовыми способами.

Задержка речевого развития возникает при совокупности ряда факторов:

  • пренатальные нарушения — внутриутробные инфекции, контакт с вредными веществами, прием антибиотиков и запрещенных лекарственных средств, хронические болезни матери
  • родовая травма
  • осложненный акушерский анамнез — недоношенность, гипоксия, асфиксия плода
  • осложнения после прививки
  • инфекционное заболевание, перенесенное в раннем детском возрасте
  • вирус-носительство
  • тугоухость

Эти факторы дают сбой в центральной нервной система. Могут нарушиться высшие мозговые функции, что увеличивает риск возникновения речевых дисфункций и других психоневрологических расстройств. Стоит отметить, что в «группе риска» задержки речевого развития находятся почти все дети.


Задержка речевого развития или другое расстройство?

При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.

У детей с истинной задержкой речевого развития не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции. ЗРР в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственной отсталостью. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.

Речевого развитие может откатиться из-за нарушений в центральной нервной системе после травмы или инфекционного заболевания. Большое значение имеет и наследственная предрасположенность малыша к речевой деятельности.

Многие уверены, что задержка речи у ребенка — вина родителей, так как они с ним не разговаривают, это неверное представление. ЗРР у детей чаще всего возникает из-за органического поражения мозга и вирусов. Ребенок, с которым не занимаются, все равно будет гулить и пытаться лепетать.

Ребенок с настоящей задержкой речевого развития — нет. Довольно редко речевое развитие замедляется из-за недостаточного внимания взрослых или невостребованности речи. Одинаково плохо, когда ребенок предоставлен сам себе или родители проявляют гиперопеку.

Что такое детская речь? Этапы речевого развития

Давайте попробуем разобраться, что является детской речью? До двух лет ребенок разговаривает на «детском» языке, что является вариантом нормы, не а речевой задержкой. К словам детского лексикона относят, например, словосочетании «би-би» (машина) или «гаф-гаф» (собака), «куп-куп» вместо «купаться», «му-му» вместо «корова». Обращаться за помощью к специалистам нужно только в том случае, если у ребенка в 2 года не получается строить новые фразы или предложения из этих звуков.

Признаки задержки речевого развития

При внимательном наблюдении за ребенком, можно заметить симптомы речевых нарушений в очень раннем возрасте. Так, малыш с патологиями речевого аппарата уже в первый месяц будет сосать слабее, чем другие груднички. Позже у него могут быть проблемы с пережевыванием пищи. Очень важно как можно раньше диагностировать задержку речевого развития, тогда при эффективном лечении ребенок быстро нагонит сверстников.

Ниже приведены некоторые ранние признаки отставания в речевом развитии у детей до двух лет.

1. В три месяца ребенок не аугкает, не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;

2. Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;

2. С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);

3. В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет

4. К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речавая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»

5. Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные к родителям слова «папа», «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов

6. В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;

7. В 2 года ребенок не может построить простые предложения.

Детская педиатрия допускает отставание в речевом развитии на 4-5 месяцев длямальчиков, и на 2-3 месяца для девочек. То есть, если мальчик не лепечетв год — это также является вариантом нормы речевого развития.

Лечение задержки речи (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

В клинике доктора Льва Левита для лечения задержки речевого развития применяется безопасная авторская методика кранио-церебральной стимуляции (от лат. cranium – череп, cerebrum – мозг). Данный метод направлен на улучшение биохимических процессов в мозговых долях, ответственных за речевую деятельность и коммуникацию.

Традиционный подход к лечению задержки речевого и психоречевого развития включает:

  • логопедические занятия
  • массаж на развитие моторики, логопедический массаж
  • электрорефлексотерапия
  • медакаментозное лечение (ноотропы, стимуляторы, нейромедиаторы и проч.)

Медикаментозное лечение в центре не применяется. Коррекция, речевое обучение и логопедические занятия с ребенком во время курса не проводятся. Однако, дети после курса лечения САМИ начинают продвигаться в речи, потому что процедуры воздеюствуют на первопричину задержки речевого развития.

При последующей логопедической коррекции и занятиях с ребенком, такие дети довольно быстро преодолевают задержку речевого развития и ничем не отличаются от сверстников.

Методика кранио-церебральной стимуляции направлена на улучшение работы тех частей мозга, которые не функционируют достаточно хорошо. В случае с ЗРР улучшается речевая активность ребенка.

Метод циркуляцию спинномозговой жидкости и, как следствие, у детей с речевыми проблемами и общим отставанием также улучшается обмен веществ.

Результаты терапии задержки речи у детей

В ходе проведения курса кранио-церебральной терапии у большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются улучшения по многим параметрам, в том числе и лингво-речевым:

— Улучшается восприятие окружающего мира,

— Увеличивается словарный запас,

— Увеличивается интерес к окружающему миру, к социуму,

— В лексиконе детей с задержкой речевого развития появляются целые предложения,

— В организме запускаются очистительные процессы, и физиологические параметры детей меняются. Дети с дефицитом массы тела постепенно добирают необходимые килограммы, и наоборот. Изменяется состояние волос — волосы становится мягкими и блестящими, исчезает ороговелость ладоней и стоп, и пр.),

— У части детей снижается чувствительность к резким звукам,

— Улучшается мышечный тонус.

Задержка речевого развития у детей — это повод для беспокойства. Не стоит слушать советов от соседей, или людей на форуме, как: «Мой племянник заговорил в 4 года сразу целыми предложениями, стал наизусть читать «Бородино» и его теперь не остановить». Такие случаи — большая редкость, гораздо чаще проблемы с речевым развитием остаются у детей и в школе, а у некоторых и на всю жизнь.

Необходимо пойти на консультацию к специалисту для выявления проблемы с речевым развитием. Он также поможет отличить ЗРР от схожих по признакам, более серьезных нарушений, таких как аутизм, ЗПР, и другие. В случае, если у ребенка была диагностирована задержка речевого и психического развития или другая дисфункция, необходимо начать терапию как можно скорее.

Больше видео-отзывов родителей смотрите .

Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.

Мой сын практически не говорит . Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР .

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление) , крик и даже плач . Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой) .

К третьему месяцу гуление переходит в лепет . Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания , которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает .

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли , и прибавился словарный запас , постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение.

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов . Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется , формирование чувства языка , а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

К четырем годам он должен различать все звуки . К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки . Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки , рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события , свои впечатления и переживания.

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития .

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

Я спросила у логопеда : «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:


Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей , возможен успешный результат.

Медикаментозное лечение

ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты , выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

Физиопроцедуры

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

Массаж и упражнения

Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами . К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу .

Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой . Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами : по губам, подбородку и щекам.

Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

Плавное движение обеими руками:

  • «у» — вперед.
  • «о» — в стороны и вверх.
  • «и» — в стороны.
  • «э» — в стороны и вниз.
  • «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
  • «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат .

Логоритмика

Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями . Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями , происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления , развивается и формируется связная речь .

Виды упражнений:

В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой , чтобы формировалась координация рук и ног.

  • Стихи с двигательной активностью

Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое . Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

  • На артикуляцию

Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение . Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными . Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме . Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

  • На мелкую моторику рук

Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук . Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи . Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность : если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.

Речевое развитие - важный показатель развития ребенка в целом. Эта сфера определяет социальный уровень достижений малыша, его интересов, знаний, умений и навыков. Речь ребенка раннего возраста - своеобразное явление, которое очень трудно объективно оценивать. Однако, отсутствие в раннем возрасте характерного лепетания, бормотания и радующего бабушек и дедушек «дай» без любых других признаков нарушений может свидетельствовать о возникновении такой патологии, как темповая задержка речевого развития.

Что такое задержка речевого развития

О проблемах речевого развития родители начинают задумываться в возрасте ребенка трех лет, когда необходимо отправляться в детский сад, а малыш не разговаривает. Несмотря на все рекомендации и советы участкового педиатра по поводу наблюдения за развитием ребенка, чаще всего момент, когда стоит задуматься об отставании в развитии речи, упускается.

Задержкой речевого развития (ЗРР) называют явление, когда у детей нет нарушений функционирования связочно-мышечного аппарата, однако активность речи характеризуется отставанием от сверстников.

Диагноз «задержка речевого развития у детей» устанавливается в возрасте до 3-х лет при отсутствии минимального словарного запаса. Заключение должно предоставляться при совместном решении комиссии из логопеда, психолога и детского невролога.

Влияние речевого развития на последующее установление ребенка как личности, на активность психических процессов позволяет говорить о комплексном нарушении - задержке психоречевого развития (ЗПРР).

Варианты задержки развития речи

В зависимости от степени поражения речевого аппарата различают следующие виды отставания речевого развития у детей:

  • Органический (биологический) связанный с поражением нервной ткани головного мозга. Чаще всего возникает вследствие перенесенной внутриутробной инфекции, частые заболевания, травмы, поствакцинальные осложнения.
  • Сенсорный - появление данного варианта задержки речи связано с тугоухостью: ребенок не может говорить то, чего не слышит.
  • Социально-педагогический (темповый) - самый простой вариант отставания. Замедление развитие возникает вследствие того, что у ребёнка не возникает потребности говорить.

Кроме того, выделяют дизартрию - нарушение формирования речи вследствие патологии аппарата артикуляции. Отсутствие очага возбуждения в головном мозге, снижение проведения импульса по нервно-мышечным соединениям приводят к недостаточному сокращению мышц голосовых связок и языка. Чаще всего патология возникает при детском церебральном параличе. Такие дети все слышат, понимают, пытаются сказать, однако слова получаются неразборчивыми.

Причины темповой задержки речевого развития

Пример родителей - важная составляющая нормального развития речи ребенка (фото: www.perfectmama.ru)

Отсутствие у ребенка мотивации к речи может быть обусловлено несколькими факторами:

  • Недостаточное внимание родителей. Иными словами, у ребенка нет собеседника: взрослые не слушают и не понимают.
  • Родительская гиперопека. Обратная сторона медали: в речи нет необходимости, когда все и так понимают, все дают, ни в чем не отказывают.
  • Отсутствие примера. В современном мире шум от разговора людей отходит на задний план. Все чаще детьми «занимается» телевизор. Поэтому словарный запас такого ребенка не пополняется, он не понимает о чем идет речь и, если артикуляции сформированы, разговаривает исключительно фразами из мультика.
  • Обстановка, где родители общаются на разных языках. Для малыша трудно изучить значения слов на одном языке, а если усложнять задачу с переводом на ещё один - возникает отставание.

Кроме того, психологический негативизм и обыкновенное «нежелание» разговаривать возникают вследствие излишних требований к ребёнку. Таких как повтори «агу-агу», скажи «мишка» и др.

Диагностика нарушения

Определить наличие темповой задержки речи можно с самого раннего возраста ребенка, полагаясь на основные периоды формирования речевого развития:

  • Доречевой (2-8 месяцев): аномальное гуление, белькотание (повторение «па-па»), беззвучное кривляние и однозвучные возгласы.
  • В возрасте 4-х месяцев отсутствует эмоциональная реакция на окружающие события: ребенок не смеется при виде игрушек, не плачет, когда мама уходит.
  • 6 месяцев. Дети в этом периоде уже различают разницу в интонации сказанных фраз и пытаются повторить.
  • В 1 год - при задержке речи отсутствует реакция на звук, зов мамы по имени.
  • В возрасте 1,5 года - ребенок не произносит простейших слов, пытается повторять за другими (эхолалия).
  • 2 года. В этом периоде дети уже пытаются составлять простые предложения, чаще всего из двух слов. Словарный запас ребенка без отставания формирования речи составляет 50-100 слов.
  • В возрасте 3-х лет у малышей с ЗРР наблюдается нарушение произношения в такой степени, что даже родные не могут объяснить значения.

Приведенные признаки не являются ключевым моментом в постановке диагноза. Установить наличие задержки психоречевого развития у ребенка можно только по заключению трех специалистов в случае отсутствия органической патологии других органов и систем.

Эффективность ранней диагностики патологии обусловлена тем, что при значительном отставании речи ребенка в возрасте старше 4-х лет - позитивного результата от лечения достигают только 0,5% пациентов.

Дифференциальная диагностика задержки речевого развития

Нарушение формирования словарного запаса, речевой активности ребенка может возникать вследствие различных патологий. Для правильной постановки диагноза и подбора адекватного лечения необходимо определить генез нарушений.

Возможные причины ЗПРР представлены в таблице.

Заболевание

Признаки

Детский аутизм - заболевание неопределенного генеза, которое характеризуется дефицитом социальной активности и общения

Резкое начало заболевания после периода нормального развития. Чаще всего в возрасте 2,5-3 года.

Расстройство речевых навыков: повторение однотипных фраз, неправильное использование местоимений (до 6-летнего возраста могут называть себя в третьем лице).

Манерность поведения.

Нарушения сферы чувствительности (порог аномально повышен или снижен)

Синдром Дауна - генетическое заболевание, обусловленное мутацией - трисомией по 21 паре хромосом

Внешние признаки: косой разрез глаз, плоская переносица, широкий плоский язык, короткая шея.

Врожденные патологии сердечно-сосудистой системы.

Умственное отставание во всех сферах деятельности (медленное формирование навыков, речи, памяти и др.)

Детский церебральный паралич - группа врожденных заболеваний, которая характеризуется нарушением движений, равновесия и положения тела

В анамнезе - внутриутробная или перинатальная инфекция, родовая травма, заболевания матери во время беременности.

Наличие нарушений интеллектуальной сферы.

Формирование параличей и парезов (центрального спастического или периферического типа).

Задержка речевого развития

Для определения причины возникновения отставания речевого развития необходима консультация смежных специалистов. Например, сурдолога - для исключения патологии слухового анализатора, генетика - определить наследственность патологии.

Методы коррекции темповой задержки речи

Арт-терапия - альтернативный метод лечения темповой задержки речи (фото: www.newmed.dp.ua)

Темповая задержка речи требует объединения нескольких вариантов лечения для достижения максимальной эффективности.

  • Медикаментозное. Чаще всего применяются витамины и ноотропы (препараты, улучшающие деятельность нервной системы через воздействие на кровоснабжение головного мозга).
  • Физиотерапия. Применяются методики магнитотерапии (доказано улучшение кровоснабжения мозговой ткани при воздействии слабого переменного магнитного поля) и электрорефлексотерапии (с помощью небольших электродов проводится электрическая стимуляция импульсами участков головного мозга, отвечающих за развитие речи).
  • Альтернативные методы лечения: арт-терапия (рисование, лепка, вышивание), дельфино- и ипотерапия (проведения времени, общаясь с животными).

Важно! Назначение медикаментозных препаратов проводится исключительно врачом-неврологом

Кроме того, огромное значение имеют систематические занятия с логопедом и педагогом-корректологом для постановки правильной речи и установления должного уровня развития в соответствии с возрастом ребенка.

Лечение задержки речевого развития - сложная задача, которая во многом зависит от заинтересованности родителей и готовности уделять время на общение с ребенком. Однако ранняя диагностика и адекватное лечение позволяют детям до 6-летнего возраста полностью забыть о существовавшей проблеме.

Задержка речевого развития (ЗРР) - диагноз, который ставят ребёнку до 3 лет на основании обследований детские врачи:

  • невропатолог;
  • психоневролог;
  • логопед;
  • отоларинголог (ЛОР);
  • дефектолог;
  • психолог.

Нередко задержка речевого развития (ЗРР) в раннем детстве сопровождается задержкой психического развития (ЗПР). В этом случае в медицинской карточке малыша может появиться отметка ЗПРР - задержка психо-речевого развития.

Задержка речевого, психического или их совместного развития - проблема медико-педагогическая, и диагностировать её могут только специалисты соответствующей квалификации. Поэтому можно смело игнорировать попытки соседок, случайных знакомых и даже неравнодушных родственников записать вашего не особо разговорчивого малыша в аутсайдеры. Но знать, когда индивидуальные особенности в речевом поведении ребёнка должны действительно насторожить внимательных родителей, можно и даже нужно.

Признаки задержки речевого развития у ребёнка до трёх лёт

Признак 1: Аномалии на доречевом этапе

Отклонения на подготовительном этапе развития речи в возрасте от рождения до года могут проявляться по разному:

  • Отсутствует или присутствует в малых дозах гуление и лепет по возрасту;
  • Ребёнок не интонирует;
  • Издаваемые звуки однотипны, их мало.

Как правило, на плановых осмотрах ваш участковый педиатр спрашивает, как малыш осваивает мир звуков и, в частности, человеческой речи. Но если по каким-либо причинам эти вопросы с вами не обсуждают, а вы стали тревожиться из-за молчаливости крохи, который кроме плача в одной тональности ничего не произносит ни в месяц, ни в полгода, не стесняйтесь обсудить проблему с доктором.

Признак 2: Ребёнок после года не реагирует на обращённую к нему речь

Если малыш, выйдя из периода младенчества, не отзывается на своё имя, не тянется к взрослым, которые зовут его на ручки (включая маму и папу), не показывает пальчиком знакомые объекты, когда их называют взрослые, есть все основания для консультации с педиатром, а затем и с узкими специалистами. Не путайте с детской застенчивостью и элементарным незнанием каких-то понятий. Но если кроха игнорирует любые обращения к себе, при этом не имея проблем со слухом, не откладывайте визит к доктору.

В возрасте 1,5-2 года ребёнок уже должен уверенно выполнять на слух некоторые последовательности действий: принести игрушку из другой комнаты, положить книжку на полку и т. п.

Признак 3: Ребёнок в возрасте 1,5-2 лет не хочет повторять слова и фразы за взрослым


Эхолалия - естественный этап овладения речью на ранней стадии. Малыш, словно эхо, воспроизводит услышанное сочетание звуков, как бы пробуя, каково это - говорить, произносить новые слова. Это своего рода проверка фонематического слуха и готовности артикуляционного аппарата. Такая проверка в преддошкольном возрасте (до 3 лет) является нормой.

Если малыш даже не пытается подражать вашей речи (пока мы не говорим о чистоте звуков), стоит насторожиться и следить за крохой внимательнее.

Признак 4: У ребёнка в 2 года нет самостоятельных слов

Конечно, многие родители с некоторой завистью слушают, как забавно, но уже вполне осмысленно болтают чужие детки, которым едва исполнился годик. Да, такое встречается, но всё же это скорее передовики. Нормально, если малыш произнесёт свои слова позже. Но если на именинном пироге уже задували пару свечей, а слова в активном лексиконе так и не появились, пора реагировать. До трёх лет не ждите грамматически правильного употребления слов и, тем более, развёрнутых полноценных предложений. Это этап становления фразовой речи, и малыш уже должен уметь словами звать родственников, просить помощи или комментировать увиденное. Т. е. лепетные слова, вроде «ляля» и «кака», считаются и дают основания подождать, как проявит себя накопленный пассивный словарный запас в ближайшие месяцы.

Если ребёнку 2 года и более, а он выражает свои эмоции и желания только жестами и мимикой, нужна профессиональная консультация.

Признак 5: Фразовая речь не сформирована к трём годам

Простые фразы могут появляться уже в полтора года, но чаще всего их время наступает в период с 30 по 36 месяц жизни ребёнка. Т. е. как раз к окончанию преддошкольного возраста и вступлению в дошкольную фазу, во время которой словарный запас будет стремительно расти, речь приобретёт грамматическую правильность, станет богаче и фонетически чище. Важно: в три года ребёнок может употреблять простые фразы, состоящие из 2-5 слов, но это должны быть фразы собственного сочинительства, а не исключительно воспроизведение заученных реплик родителей или персонажей любимых мультфильмов. Ребёнок должен понимать речь и правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Если ребёнку уже три года, а он не употребляет в речи фразы, пора записываться на консультацию к специалисту. Вы можете начать с логопеда, который, по необходимости, направит вас к неврологу или иному врачу.

Признак 6: Ребёнок не заинтересован в том, чтобы его понимали


Внимательным родителям пора насторожиться и записаться на приём к специалисту, если:

  • Ребёнок говорит непонятно и не старается повторить лучше;
  • Он избегает речевого контакта со сверстниками и взрослыми;
  • Предпочитает самостоятельно решать свои проблемы, не обращаясь за помощью.

Вероятно, проблема кроется в вашем чрезмерном стремлении угодить малышу, предугадывая его желания ещё до того, как они оформятся в детском мозгу в отчётливый образ. Тогда педагогическими методами проблему можно решить самостоятельно. Но если перемены не наступают, не откладывайте решение задачи на туманное «потом». Чем старше малыш, тем сложнее поддаются коррекции некоторые формы ЗРР.

Если малыш старше двух лет упорно и активно говорит на своём «тарабарском языке», нисколько не принимая во внимание, что его не понимают, есть повод для тревоги.

Признак 7: После 3 лет речь ребёнка остаётся невнятной, малопонятной


Хотя мы выделили для рассмотрения возраст младенчества и преддошкольное детство, обратим внимание родителей на то, как важно правильно научить ребёнка говорить в три года. Часто, привыкнув угадывать в «звуковой каше» истинные слова, которые ребёнком подразумевались, но в силу несовершенства речевого аппарата не произносились, родители продолжают воспринимать малопонятный «детский» язык как данность. Но то, что было приемлемо до трёх лет, после уже становится тревожным звоночком.

Признак 8: У ребёнка имеются органические (биологические) основания для ЗРР

Осложнения здоровья в перинатальном периоде или младенчестве относятся скорее к причинам, нежели к признакам ЗРР или ЗПРР. Но мы сознательно упоминаем этот фактор в данном аспекте, чтобы обратить внимание родителей на состояния (в анамнезе или в активной фазе), требующие более внимательного отношения к становлению речи в раннем детстве:

  • Внутриутробная гипоксия и/или внутриутробные инфекции;
  • Травмы в родах (в том числе асфиксия);
  • Черепно-мозговая травма;
  • Гипотрофия;
  • Тугоухость;
  • Патологии ЦНС;
  • Патологии ротовой области (короткая уздечка, расщепление нёба, аденоидные разрастания);
  • Поствакцинальные осложнения.

Мамы и папы, будьте внимательны к своим детям, уделяйте им время, проявляйте искреннюю заинтересованность в их развитии и успешности, и тогда жизнь ребёнка будет ярче, его обучение - плодотворнее, а ваше родительство - счастливее! Ну а мы, НИИ «Эврика», всегда готовы поддержать вас грамотным советом, интересной развивающей методикой или добрым словом.

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе.

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье). индивидуальны у каждого малыша. При задержке речевого развития (ЗРР) отмечается значительное отставание от возрастной нормы. Если у ребенка в 3-4 года существуют проблемы с развитием речи, то помощь специалиста необходима, так как ребенок вряд ли справится самостоятельно. Заключение невролога, логопеда следует воспринимать без паники, но относится к этому серьезно.

Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

Причины задержки развития речи

  • Невостребованность речи (с малышом мало разговаривают, или наоборот, предвосхищают все его попытки выразить свои желания);
  • Генетическая предрасположенность (у некоторых детей клетки головного мозга, ответственные за речь, созревают медленнее; также имеют значения гипоксические состояния во время родов и беременности и др.);
  • Нарушения слуха;
  • Тяжелые соматические заболевания, вследствие которых развитие речи малыша значительно отстает от сверстников.

Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

  • Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);
  • Если ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;
  • Если ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);
  • Если ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?»), в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т.п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
  • Если ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т.п.; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку), путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку»), если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;
  • Если ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т.п.).

Как справится с задержкой речи

Справиться с задержкой речи у ребенка легче на ранних этапах , до 3 лет наиболее благоприятный период для усиленного развития речи. Если родители обратили внимание, что их чадо не говорит в 4 года, то чудес скорее всего не произойдет, и у малыша будут проблемы с произношением слов, что может отразиться и на общем развитии. Однако не стоит расстраиваться, если в 2 года кроха еще не слишком разговорчив. Темпы формирования речи у каждого ребенка индивидуальны, следует помнить, что мальчики обычно отстают от девочек в речевом развитии на 4-5 месяцев.

Если вы (или специалист) обратили внимание на задержку развития речи, то начинайте проводить коррекционные занятия . Их можно получить как в специальных учреждениях – детских садах компенсирующего вида, так и организовать самостоятельные занятия дома. Детские сады компенсирующего вида принимают малышей с задержкой развития речи с 2 лет, однако попасть туда не так просто. Необходимо пройти психолого-педагогическую комиссию, которая направляет детей в диагностические группы (до 3-4 лет) детского сада компенсирующего вида.

В таких диагностических группах дети занимаются в течение года, там с малышами занимаются логопеды, психологи, дефектологи, музыкальные педагоги. После повторного обследования к конце года ребенка или переводят в обычные дошкольные учреждения, или определяют в логопедические группы компенсирующего детского сада.

Самостоятельные занятия с ребенком

Коррекционные занятия с малышами можно проводить и дома . Хорошо, если вы будете периодически консультироваться с логопедами и дефектологами по программе. Все занятия у детей проводятся в форме игры, целью которых является развитие артикуляционного аппарата, «вызывание» речи и накопление пассивного и активного словарного запаса.

Как стимулировать речевую активность малыша? В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от родителей чего-либо, то вам следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Длительность занятий сначала не должна превышать 5-10 минут. Хорошо артикуляционная гимнастика показана в книге , там приведены не только упражнения, но и интересные рассказы о веселом язычке со звукоподражаниями, которые очень нравятся малышам. Начинайте с простых упражнений – «улыбка» (ребенок улыбается), «заборчик» (зубы смыкаются, рот улыбается), «блинчик» (плоский язык лежит на нижней губе), «прятки с губами» (прячется попеременно, то нижняя, то верхняя губа, то сразу обе). Когда ребенок освоил эти простые упражнения, то необходимо осваивать более сложные – «часики» (язык качается из одного угла рта в другой), «качели» (язык двигается вверх-вниз), «лошадка» (цокание языком). Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своего язычка.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения : дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

Также следует в занятия включить упражнения на . Занятия физкультурой, плаванием принесут несомненную пользу для крохи. позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

«Вызываем» речь у ребенка

«Вызывание» речи является одной из основных проблем у детей с ЗРР . Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания. Поощряйте любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывайте малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторяйте звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).

Если малыш уже немного говорит, то стимулируйте дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков (например, А.Барто).

Устройте ребенку домашний кукольный театр , вы можете использовать подручные игрушки или покупать уже готовые предметы для сказок. Хорошо, если участвовать в таких спектаклях будут все члены семьи. Выбирайте те сказки, которые ваш ребенок уже знает – «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Во время представления обращайтесь с помощью кукол к ребенку, задавайте ему вопросы, побуждайте его высказаться.

Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапия, . Регулярно занимаясь дома с малышом, вы увидите, что ребенок стал лучше понимать речь и пытается ей овладеть. Не ждите быстрых результатов, возможно, пройдет несколько месяцев до достижения первых побед.

Лекарственная терапия

Сразу отметим, что одной лишь лекарственной терапии ребенку с задержкой речевого развития недостаточно . Медикаментозные препараты назначаются в индивидуальном порядке неврологом или психиатром. Существуют как препараты, которые являются «активным питанием» для нейронов головного мозга (Нейромультивит, Актовегин, Кортексин, Лецитин и др.), так и лекарства, стимулирующие речевые зоны (Когитум, Пантогам, Энцефабол). Недопустимо заниматься самолечением, так препарат, который хорошо ребенку вашей подруги, может быть противопоказан вашему малышу. В некоторых случаях дает эффект магнитотерапия или электрорефлексотерапия, однако, данные методики физиотерапии назначаются специалистами избирательно.

Альтернативные способы лечения (дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей)) должны подбираться для ребенка индивидуально, с учетом его особенностей.

Приглашаем Вас на бесплатный вебинар Лены Даниловой « «!!!

Смотрите видео: артикуляционная гимнастика для детей:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!